Пресс-центр

Бизнес-аналитика и большие данные в России 2015

20 дек 2015

Долгие годы сектор BI-систем активно рос, опережая другие сегменты рынка ИТ, и в этом году, несмотря на экономические сложности, показывает неплохие результаты. Российский рынок BI-систем трансформируется из-за внешних факторов и волатильности курса рубля. По усредненным оценкам участников рынка, объем сегмента в рублях в 2015 г. вырастет или, в худшем случае, останется на уровне 2014 г. Те игроки, кто совершенствует свои бизнес-процессы, продолжают инвестировать в аналитику. При этом они часто сокращают бюджеты, но не упрощают задачи, используя более легкие решения. Ведь именно BI как вершина айсберга автоматизации обеспечивает возможность остаться на плаву в кризис.

Российский рынок BI-решений: падения не будет

Термин Business Intelligence, BI (бизнес-аналитика) был впервые предложен в 1989 г. аналитиком компании Gartner Говардом Дреснером (Govard Dresner). С тех пор BI-системы стали многофункциональными инструментами для организации процессов сбора и анализа информации, а также поддержки принятия решений менеджерами компаний.

Сейчас Business Intelligence является термином, объединяющим множество различных технологий в области бизнес-анализа. Уже сформировалась классическая функциональность BI, подразумевающая сбор, очистку, визуализацию и построение отчетов, и именно эти возможности активно используются в большинстве отраслей. «Легкие» BI-системы, обладающие классической функциональностью, получили широкое распространение среди пользователей. Сегодня без BI не обходится ни один проект масштабной автоматизации предприятия.

Мировые тенденции

Согласно прогнозам Gartner, мировые ИТ-расходы в 2015 г. снизятся на 5,5% и лишь немного превысят $3,5 трлн. Для сравнения, в 2014 г. они увеличились на 1,6% по отношению к 2013 г. В то же время, по данным IDC, в период до 2018 г. рынок BI будет ежегодно расти в среднем на 9,9%. Среди топ-20 поставщиков программного обеспечения для бизнес-аналитики крупнейшим является Oracle, занимающий около 18% рынка. За ним следуют SAP, IBM и Microsoft. Таким образом, рынок BI является одной из точек роста мирового рынка ИТ.

Магический квадрант Gartner по BI и аналитическим платформам в 2015 г. изменился по сравнению с 2014 г. незначительно. Всего в квадранте 2015 г. присутствует 24 игрока, при этом из списка лидеров выбыла только одна компания – Tibco Software. Нишевые игроки догоняют лидеров, но без серьезных рывков – пока они только сконцентрировались вокруг центра квадранта. Как и в прошлом году, в магическом квадранте BI присутствует российская компания «Прогноз», которая успешно конкурирует на мировом рынке с лидерами бизнес-аналитики. Прогнозы прошлого года оправдываются: технологии BI достигли высокого уровня зрелости, при котором заказчики уже определились с требуемой функциональностью, а разработчики соответствуют их требованиям.

Аналитики Gartner указывают, что наибольшей популярностью пользуются BI платформы, ориентированные на бизнес (business-centric platforms), например Tableau и Qlik. Они, хотя и имеют меньшую функциональность, просты в применении и установке. А вот традиционные BI системы, такие как Cognos или BusinessObjects, обладающие расширенной функциональностью, все чаще используются лишь в специализированных проектах. Изменения хороши видны при сравнении квадрантов Gartner по BI и аналитическим платформам от 2014 г. и 2015 г.

В России представлены практически все лидеры магического квадранта BI 2015 г. – Tableau, Qlik, Microsoft, IBM, SAS, SAP, Oracle, Microstrategy, нет только компании Information Builders. Однако, с учетом трансформации российского рынка, хорошо известные BI-решения от IBM, Oracle и SAP могут потерять завоеванные позиции – их стоимость становится серьезным препятствием для активного использования в России.

Не только BI

Gartner разделил рынок BI-систем и теперь, помимо квадранта Business Intelligence and Analytics Platforms, формирует квадрант Advanced Analytics Platforms. В нем намного меньше игроков, их расположение меняется год от года. Объем рынка инструментария Advanced Analytics оценивается аналитиками Gartner в $1 млрд, а его рост связан с необходимостью анализа больших данных, поступающих с мобильных устройств.

Лидером в данном квадранте является SAS, которая предлагает ряд интегрированных компонентов в составе своих BI-платформ и платформ для продвинутой аналитики, успешно сочетая экспертизу в области статистической обработки данных, возможности построения предиктивных моделей и инновационные средства визуализации, реализованные благодаря мощным функциям обработки данных внутри оперативной памяти, говорится в отчете Gartner.

SAS наряду со вторым лидером магического квадранта платформ Advanced Analytics IBM активно работают в России и имеют уже целый ряд успешных кейсов внедрения своих аналитических продуктов. Компании Knime и RapidMiner также входят в группу лидеров, в их портфеле присутствуют бесплатные и облачные версии, на которые стоит обратить внимание. Нельзя также не отметить появление в 2015 г. в данном квадранте российской компании «Прогноз».

Российский рынок: основные показатели

Недостаток инвестиционных ресурсов негативно влияет на темпы роста всего российского рынка и его ИКТ-сегмента в частности. Однако объявленный правительством курс на импортозамещение дает серьезный шанс российским ИТ-компаниям. Если раньше, по оценкам экспертов, доля отечественных решений составляла около 10% от общего числа внедренных в России BI-систем, то сегодня есть все предпосылки для существенного роста этого показателя.

«На наш взгляд, отечественный рынок бизнес-аналитики можно назвать зрелым, и он продолжает развиваться даже в условиях экономической нестабильности, более того, сложившаяся ситуация играет в пользу бизнес-аналитики, – комментирует Сергей Шестаков, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Прогноз». – Ведь именно такие решения помогают получить оперативную информацию по ситуации в компании, отрасли или экономике в целом, принять обоснованные управленческие решения, требующие подробного анализа ситуации, проведения оперативных расчетов и моделирования различных сценариев развития событий».

«По нашим оценкам, доля отечественных решений по бизнес-аналитике составляет порядка 10% от общего числа внедренных в России BI-систем, и мы прогнозируем, что эта цифра будет расти, чему может способствовать тренд на импортозамещение, – продолжает Андрей Ферягин, руководитель департамента систем бизнес-анализа и разработки ПО «Парма-Телеком» (группа компаний ITPS). – Увеличение доли BI-систем, созданных российскими разработчиками, отчасти может быть обеспечено использованием программного обеспечения с открытым исходным кодом».

Прогнозы IDC о том, что в 2014 г. объем продаж BI-решений в России в долларовом выражении снизится вследствие ухудшения экономической ситуации и падения курса рубля, оправдались. Что касается рублевой выручки его игроков, то по итогам 2014 г., по оценкам экспертов, она увеличилась в среднем на 5–10%.

Результаты 2015 г. прогнозировать сложно – некоторые опрошенные CNews игроки говорят о том, что рынок BI ждет рублевый рост, а некоторые предрекают сохранение рублевого объема на прежнем уровне. «Точных цифр я пока не встречал, но думаю, что в 2014 г., что в 2015 г. в рублевом эквиваленте российский рынок BI-систем должен вырасти, – комментирует Роман Баранов, руководитель направления Analytics&Big Data компании «Крок». – В частности, направление бизнес-аналитики «Крок» за 2014 г. показало рост более чем на 10%, и по итогам первого полугодия 2015 г. мы также видим существенный рост по отношению к соответствующему периоду 2014 г.».

«Рынок бизнес-аналитики в России вырос на 5-10% в 2014 г., и те игроки, которые успешно действуют на рынке в условиях кризиса, скорее всего и дальше продолжат инвестировать в бизнес-аналитику, – продолжает Андрей Нугманов, партнер компании AT Consulting, директор блока BI. – Да, клиенты вынуждены тщательнее планировать расходы и урезать бюджеты, но при этом количество задач, которые они надеются решить с помощью BI-инструментов, растет».

«Сложно оценивать будущее, когда даже ведущие аналитики расходятся в его прогнозах, – говорит Игорь Богомолов, директор департамента аналитических решений компании IBS. – Не буду называть конкретные цифры, но по ощущениям 2015 г. в области аналитических решений будет сравним с 2014 г., а может быть и превзойдет его».

Что нужно заказчикам

Наиболее востребованы отечественными компаниями классические BI-решения. Задачи моделирования и прогнозирования с помощью BI готовы решать лишь некоторые крупные заказчики. «Еще пару лет назад инструменты бизнес-аналитики использовали в основном для подготовки отчетности, – комментирует Роман Баранов. – Сейчас использование BI-инструментария расширилось также на задачи геоаналитики, прогнозных вычислений, обработки больших объемов изменяемых данных, маркетинговых исследований, сегментирования клиентов, проектов в области омниканального общения».

Уже сегодня под влиянием падения курса рубля, сделавшего дорогими западные решения, а также нехватки специалистов в области Data Mining сократилось число «больших» внедрений. В ближайшие годы эта ситуация будет только усугубляться. «Изменится ценность BI-проектов для конечного бизнеса, – говорит Алексей Лагутин, ведущий аналитик «РДТех». – «Широкая» автоматизация и централизация аналитической деятельности в организации за счет внедрения тяжеловесных BI-платформ уступит место максимально эффективному решению тех 20% задач, которые обеспечивают 80% успеха в жесткой конкурентной борьбе».

Заказчики все чаще обращают внимание на российские продукты или решения на базе Open Source. «Экономическая ситуация в целом, а также политика государства, направленная на импортозамещение, повлияли на рост популярности решений как на исключительно российских продуктах, так и на базе Open Source-инструментов (в частности, Pentaho BA, Spago BI и JasperSoft BI, RapidMiner и др.), – комментирует Роман Баранов. – Рынок уходит от стереотипа о том, что BI – это дорого, а спрос формируют не только крупные заказчики, но также и представители среднего и малого бизнеса».

Отраслевой разрез

Отраслевой разрез пользователей BI-приложений из года в год претерпевает незначительные изменения. Банковский сектор, розничная торговля, телеком – высоко конкурентные рынки, владеющие огромными массивами данных для анализа и больше других заинтересованные в повышении клиентоориентированности и операционной эффективности. В других отраслях применение BI-систем часто проходит в пилотном режиме с минимальным функционалом, который позволяет лишь ускорить формирование отчетности. «Локомотивом сегмента BI-решений традиционно являются банки и телеком, которые интересуются, прежде всего, возможностями BI по формированию персональных предложений для своих клиентов в онлайн-режиме. Например, банки и телеком-операторы объединяются для обмена данными об общих клиентах, что позволяет им запускать кросс-маркетинговые предложения, обеспечивающие лояльность клиентов и влияющие на рост продаж, – рассказывает Андрей Нугманов. – Стали проявлять интерес к BI-продуктам и производственные компании с задачей сбора информации из всех филиалов и подготовки отчетности в удобном формате».

Роман Баранов говорит о росте интереса к BI со стороны госсектора и компаний с госучастием, перед которыми стоит задача периодического формирования отчетности. «При этом, в последние 5 лет соотношение проектов для государственного и коммерческого секторов остается примерно на одном уровне», – уточняет он. «Ритейл с помощью BI может анализировать продажи и продуктовую корзину, визуализировать данные на географических картах, а госзаказчики заинтересованы в прогнозировании, автоматизации бюджетирования и построении инструментов мониторинга», – продолжает Дмитрий Глушков, консультант аналитического отдела компании Softline.


ИСТОЧНИК: C-News